1. «Современные вопросы гигиены детей и подростков»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Современные вопросы гигиены детей и подростков» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.
Задачи деятельности врача по гигиене детей и подростков:
-планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков;
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья и снижения заболеваемости детей и подростков болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности;
- изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды обитания;
- проведение научных исследований по полученной специальности.
Цель обучения: на базе теоретической подготовки по вопросам формирования здоровья подрастающего поколения, факторам, влияющим на развитие заболеваемости у детей, физиолого-гигиеническим основам организации воспитания и обучения в современных общеобразовательных учреждениях, по вопросам деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, освоить современные методы и умения необходимые для работы врача по гигиене детей и подростков.
Перечень знаний, умений и владений
врача по гигиене детей и подростков по окончанию обучения:
1.Должен владеть правовыми и законодательными основами деятельности врача по гигиене детей и подростков в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, знать принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья детей и подростков, анализировать и планировать свою работу, координировать её с другими специалистами и службами.
2.Уметь проводить объективную оценку факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов.
3.Проводить санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний у детей.
4.Осуществлять контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.
5.Уметь давать гигиеническую оценку (сертификация) товаров и предметов детского ассортимента и материалов для их изготовления.
6.Проводить сертификацию продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.
7.Участвовать в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.
Врач по специальности «Гигиена детей и подростков» при завершении курса осваивает следующие виды деятельности:
- оценка состояния здоровья детей и подростков и факторов, его определяющих;
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности населения;
- осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей и подростков;
- осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы;
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов.
Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»
Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием
Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)
Режим занятий: 6 академических часов в день
Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий
Распределение часов
№ |
Наименование разделов дисциплин и тем |
Всего часов |
в том числе |
Форма конт- роля |
||
лекции |
самостоятельная работа |
семинары |
||||
1. |
Профессиональная подготовка |
138 |
65 |
45 |
28 |
Зачет |
2. |
Итоговый контроль |
6 |
- |
- |
- |
Экзамен |
|
ИТОГО |
144 |
|
- |
|
|
2. «Общая гигиена»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Общая гигиена» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.
Задачи деятельности врача по общей гигиене:
- планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья человека и снижения заболеваемости населения болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
- изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания;
- проведение научно-практических и научных исследований по полученной специальности.
Цель обучения: повышение уровня профессиональной подготовки врачей по специальности «общая гигиена». Систематизация теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей. На основании цикла осуществляется подготовка к сдаче итогового контроля для получения сертификата специалиста.
Перечень знаний, умений и владений
врача по общей гигиене по окончанию обучения:
1.Владеть правовыми и законодательными основами деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
2.Знать основы теории и практики современной медицины, принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья населения.
3.Осуществлять сбор, статистическую обработку и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания, его определяющей, на основании учетных и отчетных форм и документов, предусмотренных государственной и отраслевой статистикой.
4.Проводить оценку состояния здоровья населения в целом и отдельных возрастно-половых групп населения по демографическим показателям (смертность, рождаемость, естественный прирост, продолжительность жизни); по показателям физического развития; по показателям заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями.
5.Организовать совместно с другими специалистами предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры различных контингентов населения (дети, работающие различных отраслей и сфер деятельности).
6.Формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях между состоянием здоровья и факторами среды обитания.
7.Использовать методы анализа для оценки и прогнозирования здоровья населения, управления здоровьем населения.
8.Осуществлять консультативную работу по всем видам деятельности в пределах своей компетенции.
9.Осуществлять оценку соответствия Техническим регламентам Таможенного Союза материалов, веществ, продовольственного сырья, пищевых продуктов, изделий и другой продукции, технологии их изготовления.
10.Проводить гигиеническую экспертизу новых видов сырья и химических соединений, продукции (изделий и материалов), внедряемых технологических процессов, оборудования, оборудования детских и подростковых учреждений, учебной мебели, одежды, обуви, учебных пособий, игрушек и предметов детского ассортимента.
11.Проводить гигиеническую оценку новых видов продуктов питания, пищевого сырья, пищевых добавок, пестицидов, минеральных удобрений, а также посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения.
12.Осуществлять контроль за состоянием фактического питания, за организацией и качеством лечебно-профилактического и лечебного (диетического) питания.
13.Проводить физиологические исследования реакций организма во время трудового процесса для оценки работоспособности, тяжести и продолжительности труда и характера воздействия факторов производственной среды на организм работающих.
14.Осуществлять контроль за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения и источниками водопользования населения, а также за качеством воды водных объектов в местах рекреационного водопользования и в черте населенных мест, за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов, воздухом рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей и воздушной средой учебно-воспитательных учреждений, за санитарным состоянием почвы населенных мест.
15.Оценивать и давать заключение по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований объектов среды обитания.
16.Проводить мероприятия в периоды экстремальных ситуаций (природные и техногенные катастрофы, аварии, напряженные ситуации), связанных с загрязнением или опасностью загрязнения окружающей среды и ухудшением условий жизни и здоровья населения.
17.Обосновывать и формировать управленческие цели и управленческие решения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики профессиональной, инфекционной и неинфекционной заболеваемости.
18.Участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на охрану здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
19.Принимать управленческие решения, планировать и организовывать выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
20.Организовывать и оценивать эффективность проведенных мероприятий по оздоровлению среды обитания и условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»
Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием
Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)
Режим занятий: 6 академических часов в день
Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий
Распределение часов
№ |
Наименование разделов дисциплин и тем |
Всего часов |
в том числе |
Форма конт- роля |
||
лекции |
самостоятельная работа |
семинары |
||||
1. |
Профессиональная подготовка |
142 |
64 |
30 |
48 |
Зачет |
2. |
Итоговый контроль |
2 |
- |
- |
- |
Экзамен |
|
ИТОГО |
144 |
|
- |
|
|